Лидия Соколова: Законы диалектики никто не отменял
Перед редакцией стоял серьезный вопрос – как лучше представить читателю легендарного директора 91-й школы. Написать очерк о судьбе женщины, в 1941 году со школьной скамьи отправившейся рыть окопы под Смоленском, участвовавшей в Сталинградской битве, прошедшей всю войну до победного конца без единого ранения, выучившейся на историка, возглавившей в 36 лет огромную школу и 20 лет выводившую ее на передовые рубежи отечественного образования? Или, учитывая 90-летний возраст нашей героини, познакомить читателя с Лидией Алексеевной Соколовой, выражаясь близким ей фронтовым языком, в лобовой атаке?
Мы выбрали второе. И уверены: вы так же, как и мы, будете сражены ее острым умом, интеллектом и жаждой жизни.
– Лидия Алексеевна, а Вам удобно будет простроить наш разговор на параллелях советской и современной школ?
– А почему нет? Я постоянно держу руку на пульсе, мне интересно, чем живет сегодняшняя школа. И скажу больше, у меня накопились претензии к законотворцам в системе образования… Предлагаю начать с межпредметных связей, как основе основ образовательного процесса, причем, вне зависимости от времени, политического строя и прочих внешних факторов.
– Экскурс в обществоведение?
– Можно сказать и так. Тем более что курс обществоведения в средней школе – обобщающий, там мы изучаем законы диалектики. Мы в свое время делали огромный акцент на межпредметных связях, которые в сознании учащихся формировали стойкое понимание связи между информацией из различных областей науки. Нам важно было, чтобы ребенок получил в школе прочные, структурируемые знания. Они требуются на любом поприще. Работаешь ли электриком или врачом, ты обязан чувствовать и понимать взаимосвязь всех происходящих процессов.
– А разве сегодня учебный процесс не базируется на принципе единой системы знаний?
– Сейчас идет процесс американизации образования. Много читаю и слышу и о том, как наши студенты, допустим, проходят практику в тех же Штатах. Они сами рассказывают о том, что, решая какую-либо «узкую»проблему, американцы упорно налегают только на конкретный предмет. Нашим учащимся легче решать поставленную задачу, потому как их знания более гибкие и разносторонние. Перед нами, ветеранами отечественного образования, долгое время ставили цель – развивайте связи! Вот этот накопленный опыт работает до сих пор. А сегодня в учебном процессе нарастают другие тенденции.
– Но ведь время диктует эти перемены.
– Безусловно, но в какой-то части могу поспорить. В свою бытность мы делали ставку на производственное обучение. В 1954 году министерство просвещения впервые включило в учебные планы уроки трудового обучения. И с того времени мы, при мощнейшей поддержке и кадровой заинтересованности Горно-химического комбината, стали наращивать свою учебно-производственную базу. Комсомольцы ГХК буквально за год отстроили две мастерские по металло- и деревообработке. Чуть позже у нас появился собственный гараж и грузовик. Комбинат выделил для преподавания своих лучших мастеров-инженеров. В 1961 году школа перешла на производственное обучение десяти-одиннадцатиклассников. Опять же с помощью руководства ГХК были созданы рабочие места в ЦЗЛ и КИП. Еще позже в нашей школе был оборудован цех КИП, по оснащению ничем не уступающий производственному.
Школа практически закрывала кадровые вопросы комбината в части прибористов-киповцев и токарей, многие ушли в ЦЗЛ и на основное производство. Это огромный архиважный пласт нашего сотрудничества с градообразующим предприятием, опыт которого сегодня наверняка бы пригодился. Ведь не каждому выпускнику школы следует идти в высшее учебное заведение. В городе, как и в крае, и стране в целом переизбыток специалистов с высшим образованием, половина из которых вряд ли сможет подтвердить свою квалификацию. А вот высококвалифицированных рабочих, техников и теперь уже инженеров катастрофически не хватает. Вот он, результат отсутствия в школах должной профориентации.
– Но задача современной школы, утверждают менеджеры от образования, – развить у ребенка способность к самостоятельности и в поиске информации, ее осмыслении, применении. Школьник должен научиться быть успешным в современном мире.
– Вот я называю это «индивидуализм»! Действительно, сегодня в учебном процессе заложены установки на то, что ребенок должен будет пожизненно прокладывать себе дорогу к успеху, бороться, противостоять постоянно меняющимся обстоятельствам. Конечно, окружающий мир изменился. Конечно, сегодня другие отношения не только в школе, но и в обществе. Но куда же в этой системе координат встроить такие общечеловеческие ценности, как нравственность, взаимовыручка, порядочность? А ведь ребенка надо еще научить любить свою Родину!
– Видимо, мы вплотную подошли к вопросам законотворчества, определяющим стратегию среднего образования…
– Вы знаете, вопрос еще глубже. Советская школа жила идеей коллективизма, патриотизма, воспитательной работы на высоком уровне. И, к слову, наш президент Путин при инспекции школ перед началом учебного года тоже озвучил проблему отсутствии воспитания в школе. Вот у меня, как у директора, правой рукой была комсомольская организация, а левой – пионерская дружина. Дети были организованы, они осознавали, что такое школа в самом высоком ее общественном предназначении. Они шли сюда не только за знаниями, но и поддержкой, за помощью.
Не у всех все ладилось в семье. И здесь на подхвате были наши замечательные учителя. Именно они объясняли запутавшимся родителям основы детской психологии, вместе анализировали, что происходит с его ребенком и по какой причине. Учительский коллектив был предельно самоотвержен и в плане учебного процесса, и внеклассной работы. В пять часов вечера я каждый день делала обход школы. Открывала дверь одного кабинета – учительница сидит в окружении ребятишек, подтягивает отстающих. Открываю другую дверь – старшеклассник-комсомолец помогает своему подшефному пионеру сделать уроки.
– Сейчас учитель поставлен совершенно в другие рамки. Ему бы справиться с формальной частью учебного процесса, защитить свой месячный заработок в условиях новой системы оплаты труда, да еще и успеть подзаработать на репетиторстве.
– А кто создал эту систему? И зачем надо было так резко отрицать достижения отечественной педагогики? Ведь от сегодняшних реформ сколько пользы, столько и вреда. В учебных программах урезаются часы на основополагающие предметы в российском образовании – историю, литературу. Из программы выхолащивается все то, чем всегда гордилась советская школа.
Я постоянно общаюсь с выпускниками нашей школы. Они все прекрасно помнят своих учителей, помнят свои выпускные балы, наши школьные традиции по проведению новогодних и праздничных вечеров, наши поездки по местам боевой славы в города-герои Севастополь, Одессу, Волгоград. Ужасы войны наши дети сопережили в Саласпилсе, Брестской крепости, Хатыни. Наши выпускники – настоящие патриоты своего Отчества, потому что мы смогли им привить любовь к нашей великой Родине. А вот новый закон «Об образовании», судя по всему, писали чиновники, далекие от истинных чаяний россиян, живущие в своей заокеанской реальности – неспроста этому закону по всей стране идет такое мощное сопротивление от практикующих педагогов, осознающих огромную общественную значимость школы в становлении растущего человека.
– Лидия Алексеевна, мы тоже неспроста обратились именно к Вам в юбилейный для 91-й школы год. Насколько помнится, весной 2012 года в газете «Город и горожане» инициативная группа учителей-ветеранов обратилась к горожанам с просьбой помочь в выпуске исторической книги. О чем она должна быть?
– Вы затронули крайне больной вопрос. Действительно, за несколько лет до 60-летия нашей школы мы затеяли грандиозный проект – историческое издание, которое бы рассказало городу об истоках и развитии образования на закрытой территории на примере первой в городе общеобразовательной школы. Проект был крайне смелым как по своему замыслу, так и его воплощению. Но, видимо, мы не рассчитали свои силы.
Нам казалось, что мы сможем обеспечить его финансирование, обратившись за помощью к своим многолетним шефам – Горно-химическому комбинату, который всегда нас поддерживал, к выпускникам, другим сочувствующим организациям и частным лицам. Нам была обещана помощь, завертелась интереснейшая работа в архивах, встречи с выпускниками, учителями, первопроходцами. Однако через год кропотливого труда, к нашему великому недоумению, вопрос финансирования извне для нас оказался закрытым.
Сегодня мы располагаем небольшой суммой денег, пожертвованной нашими выпускниками. Но их, конечно же, недостаточно. Наша мечта – рассказать городу о людях, чей педагогический подвиг лег в основу успехов нашего города, еще немного теплится, но надежды тают с каждым днем. Как бы мне хотелось поименно перечислить каждого педагога нашей 91-й школы, прославившей отечественное образование. Как бы хотелось рассказать о наших выпускниках, ставших большими людьми и высоко ценящих труд учителей, которые в те далекие школьные годы помогли им определиться в жизни.
– Лидия Алексеевна, но ведь все эти воспоминания, все эти добрые приметы советского образования – живы. И, в первую очередь, в памяти ваших благодарных учеников.
– Вот именно этим межчеловеческим связям, этим глубоким чувствам и высоким принципам была посвящена наша не увидевшая свет книга. Научить маленького человека читать и писать – половина дела. А вырастить его настоящим гражданином – огромная работа. Именно так я бы хотела обратиться к своим молодым коллегам, ныне учительствующим в гимназии №91. Быть педагогом – ответственейшая задача. Если вы будете знать и помнить традиции старой школы, вы непременно станете успешным педагогом школы современной. Законы диалектики никто не отменял.