Лидерство как образ жизни
Достижения железногорской гимназии №91 им.М.В.Ломоносова можно перечислять долго: победитель конкурса «Национальный приоритетный проект «Образование», трижды «Лучшее образовательное учреждение края», лауреат и дипломант множества государственных и региональных конкурсов и проектов… В 2013 году успехи учебного заведения получили признание на всероссийском уровне – гимназия включена в список 500 лучших школ России. Примечательно, что это произошло накануне другого знакового события – 60-летия со дня образования школы.
ЗАТО г. Железногорск – особая территория, статус «закрытого города» накладывает отпечаток на все сферы жизни железногорцев, в том числе и на образование. Несмотря на то, что здесь расположены ведущие предприятия космической и ядерной отраслей, а сам город выбран в качестве площадки для формирования одного из территориальных инновационных кластеров, сами горожане придерживаются достаточно консервативных взглядов. Однако это не мешает гимназии № 91 постоянно находиться в «инновационном режиме» работы, осуществлять поиск новых методик и образовательных технологий. Школа является экспериментальной апробационной площадкой федеральных проектов «Организация воспитательной работы в образовательном учреждении», «Информатизация системы образования», «Модель сетевого взаимодействия муниципальной методической службы и образовательных учреждений в повышении квалификации педагогических кадров в процессе реализации ПНПО», базовой площадкой по направлению начальной ступени образования «Школа 2100», а также разработчиком стажировочной площадки «Практика создания старшей профильной школы на основе индивидуальных учебных планов».
Все проекты, в которых коллектив школы принимает участие, тщательно изучаются и анализируются с точки зрения их продуктивности и соответствия уже выстроенной образовательной системе. Именно системность работы – один из главных «секретов» успеха гимназии № 91. Причем сами педагоги никакой тайны из этого не делают.
– На протяжении многих лет мы накапливали собственные методики, технологии, выстраивали их в единую систему, которая сегодня позволяет нам говорить о высокой результативности обучения, - рассказывает директор МБОУ «Гимназия № 91» Татьяна Головкина. – Успешность любого учебного учреждения государство и общественность оценивают по двум основным критериям: результатам ЕГЭ и количеству медалистов. И по первому, и по второму показателям мы на протяжении ряда лет удерживаем лидирующие позиции в крае, и снижать планку не намерены. Поэтому, прежде чем решиться на участие в том или ином проекте, мы должны убедиться, что в погоне за инновационностью не потеряем системность и результативность.
По словам Татьяны Владимировны, ноу-хау собственного производства у коллектива гимназии не много, но все они являются результатом долгого, кропотливого труда педагогов, проверены временем и отточены до совершенства. В первую очередь следует отметить многолетнюю работу с одаренными детьми, которая была начата задолго до выхода соответствующей правительственной программы. Благодаря этому сегодня, когда новы закон «Об образовании» ставит перед педагогами перспективные задачи по развитию этого направления, у гимназии уже имеется мощная методическая база и накоплен богатый опыт, который позволяет максимально эффективно использовать современные возможности, в том числе участвовать в грантовых проектах и получать финансирование, необходимое для развития школы.
Говоря о работе с одаренными детьми, Татьяна Головкина подчеркивает, что под это определение подходит абсолютно каждый ребенок. Независимо от того, в какой области он талантлив – творческой, интеллектуальной, социальной или спортивной, условия созданной в гимназии образовательной среды позволяют максимально раскрыть и реализовать его потенциал. С первого класса гимназисты вовлекаются в научную, исследовательскую деятельность. В школе распространено тьюторство, когда педагоги помогают талантливым детям продвигаться в какой-либо области знаний не только в рамках учебного процесса, но и внеурочной деятельности. Несмотря на то, что гимназии по определению присуща гуманитарная направленность, в ней сформирован очень сильный физико-математический класс, большое внимание уделяется развитию информационных технологий.
В результате такой политики у образовательного учреждения сложился определенный имидж – ученики здесь получают качественное образование. Поэтому и дети, которые сюда приходят, и их родители мотивированы не на получение аттестата, а на приобретение знаний. Подтверждение тому – наличие призовых мест по итогам регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников, лидирующее положение в рейтинге школ Красноярского края по результатам ЕГЭ-2013 по русскому языку и математике. Именно по этим критериям гимназия получила высокую оценку профессионального сообщества и была внесена в список 500 лучших образовательных учреждений России.
Железногорская гимназия № 91 является продолжателем традиций классических российских гимназий XIX века. Это проявляется не только в том, что дети здесь получают универсальное образование, подразумевающее всестороннее развитие личности и приобретение фундаментальных знаний. Одной из особенностей школы является наличие института освобожденных классных воспитателей, или классных дам, как их называли в позапрошлом веке. Именно на них возлагаются задачи по раскрытию и максимальному развитию способностей гимназистов, профессиональной ориентации, взаимодействию с родителями. Таким образом, учителя-предметники освобождены от большого объема работы, что впрочем не означает их полного отстранения от роли воспитателя, наставника.
В конечном счете, именно педагоги являются для детей главным примером нравственного и гражданского личностного поведения. Поэтому возможности для развития в гимназии № 91 предоставляются не только ученикам, но и преподавателям. Здесь созданы все условия для того, чтобы учитель мог проявить себя и как профессионал, и как личность, найти свой индивидуальный педагогический стиль. С этой целью в гимназии действует система кафедр, которая, в отличие от традиционного межшкольного объединения учителей, дает более широкие возможности для вовлечения педагогов в исследовательскую деятельность. Кроме того, у преподавателей гимназии есть масса возможностей для повышения квалификации – обучение на курсах, участие в конференциях регионального, российского и международного уровней и т.д.
Сегодня старейшая школа Железногорска еще и самая многочисленная – в 2013-2014 учебном году в ней обучается 833 гимназиста. Организовать работу такого количества учащихся в здании, которому уже 60 лет, - задача не из легких. Но и здесь гимназии № 91 сопутствует успех, основанный на каждодневном труде сотрудников, которые бережно и с любовью относятся к организации пространства как внутри школы, так и вокруг нее. По результатам готовности школ к новому учебному году гимназия № 91 признана одной из самых ухоженных в городе, а прилегающая к ней территория – самой аккуратной и красивой.
Как известно, историю делают люди, а историю школы – ее учителя. И в преддверии юбилея гимназии нельзя не сказать несколько слов о тех, кому она обязана своим существованием. Тем более поводов для этого достаточно, и все они, как на подбор, «круглые»: 90 лет в этом году отмечает Лидия Соколова – первый директор первой школы в Железногорске; 60 лет исполнилось бы Людмиле Митюкляевой – второму директору учебного учреждения, при котором оно обрело статус первой в городе гимназии; и, наконец, 50-летний юбилей отмечает Татьяна Головкина, принявшая бразды правления на новом витке истории гимназии.
И на этом удивительные совпадения не заканчиваются. Дело в том, что 50 лет назад профессиональный праздник всех работников отрасли образования – День учителя – отмечался именно в тот день, когда родилась Татьяна Головкина. С тех пор дата праздника много раз менялась, но неизменным оставалось стремление Татьяны Владимировны реализовать себя в сфере образования, сначала в роли педагога начальных классов, затем в роли руководителя. Сегодня свою задачу она видит в том, чтобы сохранить те образовательные традиции, которыми славится гимназия, и приумножить их.