МБОУ Гимназия N91 имени М.В. Ломоносова,
г. Железногорск, Красноярского края

Гимназисты

В наши дни Михайло Ломоносов направил бы свои стопы не в Москву, а на берега Енисея
По дороге в Железногорскую гимназию № 91 мне рассказали такую байку. Приехал как-то пообщаться с гимназистами губернатор края Александр Хлопонин. Как обычно, спрашивает выпускников, кем бы они хотели стать. И вдруг вместо привычных «юристом», «экономистом» и «пиарщиком» слышит: «Хочу работать в генной инженерии», «Буду заниматься нанотехнологиями» и тому подобное. Губернатор шепчет своему помощнику: «Надо быстрее заканчивать встречу, а то эти «ботаники» нас своими вопросами в лужу посадят».

Как бы там ни было на самом деле, уровень образования в гимназии таков, что вызывает уважение. Одни из самых высоких показателей по ЕГЭ. Счет медалистам – на десятки. И каких только почетных званий не присвоено… А все началось с того, что 17 лет назад 91-я школа была преобразована в гимназию, открыв новую страницу в биографии образовательного учреждения. В этом убеждаешься, беседуя с преподавателями – обладателями грантов национального проекта «Образование».

Ориентиры на результат

Заведующая кафедрой русского языка и литературы Ия КИРИЛОВА:

– С созданием гимназии мы стали отличаться уровнем образования. Начали внедрять новые программы и учебные планы, развивать дополнительное образование. Преподаватели красноярских вузов, специалисты градообразующих предприятий – ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева» и Горно-химического комбината – ведут у нас спецкурсы.

С первого класса вовлекаем ребят в научную, исследовательскую деятельность. В этом году у нас среди школьников три абсолютных победителя краевых научно-практических конференций. И ребятам это нравится, они видят результаты своего труда. Научные поиски часто связаны не только с обязательными школьными предметами, но и с деятельностью предприятий: с высокими технологиями наши ребята знакомы не понаслышке.

Атмосфера свободы

Заведующая кафедрой истории Валерия ПИЧУГИНА:

– В свое время я уходила из педагогики в журналистику. Но зов основной профессии оказался сильнее. Здесь я поняла, что педагогика – это совсем другое, чем мне казалось раньше. Созданы все условия для того, чтобы учитель максимально проявил себя и как специалист, и как личность. Это, пожалуй, главный принцип, проповедуемый в гимназии. В чем это выражается? Предоставлен максимум возможностей для повышения квалификации. Хочешь – учись на месте, хочешь – участвуй в столичных, международных конференциях. Проявляй инициативу, находи свой педагогический стиль, добивайся успехов – пожалуйста! Я впервые почувствовала свободу в стенах именно этой школы. Такая атмосфера помогла мне найти себя в педагогике, почувствовать профессионалом.

То же самое происходит с ребятишками.

Последние несколько лет мы выезжаем с ребятами в Москву на Всероссийский конкурс исследовательских работ имени Вернадского. Представили исследования, посвященные истории нашего прихода, школьной символике, архитектуре Железногорска. И стали победителями.

В гимназию приходят очень целеустремленные дети. Они хотят не просто продолжать учиться, они хотят учиться в престижных учебных заведениях. Девятиклассница Алина Челнокова в прошлом году «выцарапала» в Интернете олимпиаду философского факультета МГУ. Говорит: «Давайте поучаствуем!» Отвечаю: «Давайте!» В итоге Алина поехала на очный тур и победила.

Таким детям нужно просто дать понять, что учитель всегда их поддержит. У нас широко распространено тьюторство, когда талантливым детям педагоги помогают продвигаться в какой-либо области знаний. В этом тоже залог успешности гимназии.

Электронный профиль

Заместитель директора гимназии по информационным технологиям Ирина ИВАНОВА:

– Несмотря на то что гимназии по определению присуща гуманитарная направленность, у нас очень сильный и физико-математический класс. Потому что техническое направление сегодня востребовано и городу нужны инженеры.

У нас все до единого учителя обучились информационным технологиям. Три года подряд мы выигрывали по миллиону в рамках национального проекта «Образование». И директор не скупится на техническое оснащение. В каждом кабинете стоят компьютеры, ксероксы, сканеры, проекторы. Четыре интерактивные доски, подключенные к компьютеру, установлены в кабинетах биологии, истории, информатики и в начальной школе. Компьютерами оборудованы два специальных класса, кабинет математики и класс общего доступа, где любой учитель может работать по особому расписанию. Лаборант по информатике помогает учителям с оформлением презентаций.

Мы три года были в проекте «Информатизация системы образования» и попали в число восьми школ края (три из которых в Железногорске) по направлению «Апробация цифровых образовательных ресурсов». Нам из Москвы присылали программы, мы находили там ошибки либо что-то положительное, делали замечания, готовили отчеты. Благодаря этому проекту гимназия тоже получила ряд техники.

У нас есть электронные приложения к учебникам, программы для подготовки к ЕГЭ, тренировочные упражнения. Они красочно поданы, легко воспринимаемы и с удовольствием используются учащимися.

Классные дамы

Это название пришло из позапрошлого века. Теперь так называют освобожденных классных воспитателей, которые не ведут уроков. Их главная задача – раскрытие и максимальное развитие способностей учащихся, профессиональная ориентация, взаимодействие с родителями. Классные дамы становятся опорой не только в жизни ребят, но и в работе учителей-предметников. Своим рождением в Железногорске эта должность обязана директору гимназии, заслуженному учителю России Людмиле МИТЮКЛЯЕВОЙ.

Так сложилось, что жизнь Людмилы Ивановны по протяженности делится ровно на две половинки: до школы № 91 и вместе с ней. Школу приняла с момента ее открытия после капитального ремонта в 1982 году. За время работы директором успела побывать в отпуске по уходу за ребенком. А потом «родила» еще одно детище – гимназию, все принципы работы которой заложила лично. Историк по образованию, прежде чем прийти к такому решению, изучила дореволюционный опыт. Загоревшись идеей, объездила многие учебные заведения, в том числе московские. Тогда и пришло понимание, что современной школе тоже нужны классные воспитатели, не обремененные уроками. И тогда же стало понятно, что введение системы кафедр создаст почву для развития и творчества педагогов. В 1991 году школа № 91 стала первой гимназией в городе.

С самого начала Людмила Ивановна сумела объединить вокруг себя специалистов, о которых теперь говорит: «К нам приходят только влюбленные в свое дело люди, они словно созданы для нашей гимназии».

Один из родителей выразил благодарность учителям так: «Вы, педагоги, исправляете ошибки родителей в воспитании детей, а мы потом гордимся собою, каких замечательных детей воспитали».

А семиклассник Никита Катютин написал в школьную газету: «Я рад, что учусь в такой школе, где можно стать настоящим человеком и войти в мир будущего».

Территория умников

Можно долго перечислять достижения 91-й – и «Лучшее образовательное учреждение Красноярского края», и «Лучшая школа России», - десятками называть имена педагогов и учеников, добившихся крупных личных результатов, и говорить об особенностях эстетического, физического и инновационного воспитания. Наверное, не случайно пять лет назад гимназии присвоено имя Михаила Васильевича Ломоносова.

Но есть еще одна образовательная особенность закрытого города, о которой не грех упомянуть. В числе полутора десятков железногорских школ, гимназий, лицеев не менее трети – на добром слуху. И на краевом, и на всероссийском уровне. Такая вот территория умников, требующая специального изучения и осмысления.

В одном из компьютерных классов 91-й гимназии интересуюсь у ребят, готовящихся к ЕГЭ, что именно намерены сдавать. И слышу ответы, повторяющие друг друга:

– Физику, информатику, математику, русский, обществознание.

Они говорят о сдаче пяти предметов так уверенно и просто, будто собираются на просмотр увлекательных фильмов. Присутствующая среди юношей девушка добавляет:

– Я тоже буду сдавать все эти предметы, хотя для поступления нужен один профильный – обществознание.

«Ботаники». Что еще скажешь.

Василий БРЕЖНЕВ, «НАШ Красноярский край», № 36 (88), 29.05.2009 г. (Рубрика «Образование»)
«НАШ Красноярский край», 29 мая 2009