МБОУ Гимназия N91 имени М.В. Ломоносова,
г. Железногорск, Красноярского края

ОРКСЭ

О выборе модуля учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
в 4-х классах на 2024-2025 учебный год

Преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) в российских школах началось в 2010 году по поручению Президента Российской Федерации.

В Красноярском крае в режиме апробации этот курс начали преподавать с 2009 года.

Данный курс входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения при получении начального общего образования.
    Данный курс носит комплексный характер, так как включает 6 модулей:
  • «Основы православной культуры»;
  • «Основы исламской культуры»;
  • «Основы буддийской культуры»;
  • «Основы иудейской культуры»;
  • «Основы мировых религиозных культур»;
  • «Основы светской этики».

Для реализации данного учебного курса были разработаны, апробированы и рекомендованы учебно-методические комплексы, включающие в себя учебники по каждому модулю, электронные приложения, методическую литературу для учителя, книгу для родителей.

Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.

Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Это культурологический курс, направленный на развитие у учащихся 4-х классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, на понимание их значения в жизни современного общества в целом, и каждого из нас.

Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п.

    Всё это должно способствовать достижению очень важных на сегодняшний день задач:
  • нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей;
  • развитие их интереса к окружающему миру, расширение кругозора;
  • формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей большой страны;
  • готовность к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам страны;
  • укрепление взаимопонимания и, как следствие, оздоровление морально-нравственной атмосферы в обществе.
  • Важно отметить, что данный учебный курс носит межпредметный характер: учебные материалы уроков находятся на стыке разных предметов – окружающий мир, история, риторика. Кроме того, эти уроки несут мощное воспитательное воздействие на детей.

    Введение комплексного курса ОРКСЭ призвано содействовать более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников, оказанию необходимой, своевременной и квалифицированной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения.

    Этот курс носит абсолютно светский характер, преподавание будут вести учителя начальных классов – ваши учителя.

      Основные принципы организации преподавания ОРКСЭ:
    1. Формирование ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себе в рамках ценностного подхода.
    2. Основной методологический принцип реализации курса – культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о светской и религиозной культуре. В контексте данного курса культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира, нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ, их обычаи, традиции и верования.
    3. Воспитание толерантного, уважительного отношения к «другим» через умение и стремление узнать и понять их, учиться жить в мире и согласии, учить лучше понимать не только окружающих людей, но и через них – самого себя.
    4. Решение задач социализации, усиления социальной функции образования – постепенное формирование умения жить в многообразном мире, успешно адаптироваться в нём, ориентироваться в ситуациях.

В чём уникальность данного курса? Дети на уроках в ходе рассуждений вместе с учителями (и с родителями дома) будут искать ответ на вопросы:

- что такое человек;
- в чём смысл жизни;
- что такое добро и зло, и почему надо следовать добру и избегать зла;
- как правильно строить свои отношения с другими людьми;
- что такое мораль, милосердие, долг, свобода ответственность и т.д.

Учителя последовательно и глубоко будут раскрывать перед детьми смыслы этих жизненных ценностей. Ну на каком уроке ещё можно об этом поговорить, не жалея времени урока?

Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) отечественная культурная традиция. На этих базовых ценностях и будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.

Какие вопросы чаще всего возникают у родителей при знакомстве с преподаванием данного курса?

1. В школу придут преподавать священники. Если бы это произошло, это было бы прямым нарушением Конституции России. Преподавать данный курс будут учителя начальной школы.

2. Учебный курс будет иметь вероучительный, миссионерский характер. Учителя ни в коем случае не будут стремиться обратить учеников в ту или иную веру. Дети будут знакомиться в общем с историческими и культурными основами определённой религии или всех религий в целом (в зависимости от выбранного модуля). Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер. Содержание всех модулей направлено на приобщение учащихся к нравственным и мировоззренческим ценностям.

3. Детям трудно понять особенности определённых религий. На самом деле им нет необходимости досконально разбираться в особенностях каждой религии. И в этом смысле модуль, который в нашей школе изучали дети все эти годы – «Основы мировых религиозных культур» - самый интересный, т.к. в нём нет уклона в какую-то конкретную религию, а даются элементарные представления о возникновении, истории и особенностях всех религий мира с учётом возрастных особенностей учащихся. И многолетняя практика показывает, что этот модуль хороший.

Значение родительского участия в изучении курса ОРКСЭ трудно переоценить. На уроках школьники будут получать домашние задания в виде вопросов, обсуждение которых будет проходить на следующем уроке.

Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, других взрослых, узнаёт их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями семейной жизни.

В целом по учебному курсу не предусмотрены большие домашние задания, требующие поиска дополнительной информации в книгах или Интернете. Гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи.

У родителей, бабушек и дедушек, есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Такое взаимодействие позволит существенно расширить содержание нового курса, придать ему личностные (родительские) смыслы.  Это сделает общение детей с родителями и близкими на нравственные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и в конечном счёте продуктивным.

Именно поэтому выбор модуля для изучения курса ОРКСЭ осуществляют родители (законные представители ребёнка). При этом можно советоваться с самим ребёнком и учитывать его мнение.

Письмо Минобрнауки России_от 31 марта 2015_N 08-461_Регламент выбoра модулей ОРКСЭ (31.03.2015; doc; 78,5 кБ)

Информация о ОРКСЭ родителям (13.02.2024; docx; 14,6 кБ)

Заявление_выбор ОРКСЭ (11.02.2024; docx; 12,58 кБ)

Выбор модуля ОРКСЭ (15.03.2021; ppt; 3,49 МБ)