МБОУ Гимназия N91 имени М.В. Ломоносова,
г. Железногорск, Красноярского края

Татьяна Головкина: «Учиться хорошо – МОДНО»

Гимназия № 91 была детищем Людмилы Ивановны Митюкляевой и потому ассоциировалась с ее именем. Но в декабре прошлого года Людмилы Ивановны не стало, и директором одного из ведущих образовательных учреждений города назначили Татьяну Владимировну Головкину. Это сразу вызвало волну эмоций разного рода: Головкина – «из своих», уважаемый в коллективе человек, она же – супруга Валерия Головкина, руководителя Управления образования, она же – учитель начальных классов, она же – неоднократный победитель престижных учительских конкурсов. Приступив к работе в феврале 2011-го, Татьяна Владимировна не давала интервью, считая, что какие-либо выводы о ее деятельности на посту директора можно делать только спустя год. И все-таки согласилась на разговор, не дожидаясь истечения календарного срока.

– Татьяна Владимировна, не сожалеете ли вы о своем выборе, насколько действительность соответствовала вашим ожиданиям?

– Не думаю, что надо жалеть либо радоваться, жизнь поставила передо мной новые задачи – и я стараюсь их решать. Конечно, реальных представлений о работе директора школы у меня не было. Я входила в состав администрации как заведующая кафедрой учителей начальных классов, но у меня был свой круг обязанностей. С самого начала мне здорово помогает команда, мы все обсуждаем, опытные завучи подсказывают в сложных ситуациях. После назначения сразу навалились текущие проблемы, напряженный ритм работы не удивил: я всегда так жила – в школе с утра до вечера. Поэтому закончили мы прошедший учебный год неплохо, несмотря на то, что с января по май школе пришлось выдержать три серьезные проверки. Хотя объем работы очень большой, но я чувствую поддержку команды, всего коллектива.

– На сайте гимназии есть информация о структуре управления гимназией. Прямо настоящая «вертикаль власти». Это уже ваша разработка?

– Эта структура разработана при Людмиле Ивановне. Она была трудоголиком и замыкала все на себя. Мне такая «вертикаль власти» тоже удобна: я в курсе всех дел – финансовых, хозяйственных, методических. Эта система управления учебным заведением складывалась не один год, она вполне работоспособна, поэтому ничего менять я пока не собираюсь.

– В кабинете директора полностью изменился стиль интерьера. Людмила Ивановна работала за совершенно потрясающим черным столом, на котором стоял белый телефон в стиле ретро. Сейчас здесь лаконичная офисная мебель. Означают ли эти внешние изменения и перемену в стиле руководства школой?

– Конечно, кабинет всегда оформляется под хозяина. Я другой человек, у меня другие вкусы. Говорить об изменении стиля руководства еще рано, я только пробую, ищу свою линию. И потом, кабинет директора давно требовал ремонта. Школа мне досталась в хорошем состоянии, но поддерживать его довольно сложно – не забывайте, что зданию уже 60 лет.

– Многие в городе считают учеников гимназии снобами, сюда сложно попасть. Говорят также, что учиться здесь очень дорогое удовольствие, поэтому это могут себе позволить только дети состоятельных родителей.

– Этот миф ни на чем не основан. Нет никакого тестирования перед поступлением в 91-ю. Мы, как и положено, начинаем прием заявлений от родителей 1 апреля, заканчиваем 31 августа – в порядке живой очереди. Для подготовки ребят к учебе у нас существуют курсы «Дошколенок». На первом же родительском собрании мы объясняем, что готовим детей к обучению во всех школах города и абсолютно не гарантируем поступление ребенка в гимназию. Все зависит от того, в какое время подано заявление. Согласна, бывают здесь не очень красивые ситуации: родители занимают очередь с пяти утра или вообще с вечера – дежурят всю ночь в машинах. Мы ничего с этим не можем поделать. Разговор о деньгах связан с добровольными родительскими взносами – они на полугодие составляют всего 400 рублей с человека. Здесь продумана и система «льгот»: если в гимназии учатся двое детей, взнос становится меньше, трое – тем более. Других денег, которые собирают на подарки ребятишкам, на нужды класса, мы не касаемся вообще, это все решение родителей.

– У вас существует Попечительский совет и ведется активная работа с выпускниками и родителями обеспеченных детей.

– Да, мы обращаемся с просьбами за помощью к более обеспеченным родителям. К примеру, нужно снять во всех кабинетах обои (по требованию СанПиН) и покрасить стены акриловой краской. Ремонт кабинета обходится в 60 тысяч рублей. Родители одного из классов предложили сделать ремонт своими силами. Мы попросили по возможности приобрести еще новые шкафы – и эту идею поддержали, собрали средства, причем сбор произвели только по желанию.

– Родители прекрасно понимают: попробуй откажи, это сразу отразится на ребенке…

– Нет, такого никогда не бывает! Просто все родители хотят, чтобы их дети учились в нормальных условиях. И были успешными. Для этого надо и самим помогать. Например, мы хотим делегировать наш знаменитый театр моды «Мириады» под руководством Натальи Матюховой, завоевавший в городе и крае уже все дипломы и награды, на конкурс в Москву. Большую часть суммы нам дают городские власти. Чтобы собрать недостающие деньги, мы пригласили родителей на концерт театра и показали: их дети заслуживают право получить звание «Образцовый коллектив». Сейчас запускается еще один серьезный проект: к 60-летию школы, которое будет отмечаться в 2013 году, мы собираемся издать Книгу Памяти. Проектом руководит ветеран образования Фаина Юльевна Вилкова, помогает ей Александр Герасин. Они уверены, что найдутся выпускники школы, которые смогут помочь в издании книги. Я хочу обратиться к нашим выпускникам: мы будем рады любым воспоминаниям об одноклассниках и учителях, очеркам, фотографиям, эпизодам из школьной жизни разных лет. Их можно присылать по электронному адресу: sekretar@sch91.krasnoyarsk.su

– В рекреациях третьего и четвертого этажей гимназии несколько лет назад построены кабинеты, не предусмотренные первоначальным проектом. Это дополнительная нагрузка на здание с деревянными перекрытиями. Не опасно ли стало учиться в школе?

– Все было просчитано. Гимназия уже давно испытывает большие проблемы с площадями, мы не можем принять всех желающих. Сейчас в школе учатся 830 человек. Выручает, конечно, филиал по Октябрьской, где занимаются четыре класса. Уроки труда много лет проводятся в квартире одного из жилых домов. Теснота – это наша самая большая проблема. Что касается новых кабинетов в рекреациях, то еще раз уточню: все разрешения на их строительство получены.

– Если сейчас для гимназии учеников не отбирают, значит ли это, что у вас могут происходить ситуации, показанные в скандальном сериале «Школа»?

– Уверена, что нет. За годы существования гимназии уже сформировался ее имидж: здесь дают качественное среднее образование. Удивительное дело: те, кто к нам приходят учиться или работать из других учебных заведений, отмечают, что попадают в иную среду. Хорошо учиться и быть успешным в гимназии всегда было модным. К нам приходят мотивированные родители. У нас учатся дети, совершенно разные по интеллектуальным способностям, но им всем дают возможность раскрыться в любых областях.

– В гимназии много лет вместе с учителями-предметниками работают освобожденные классные воспитатели. Каким образом вы до сих пор сохранили эту структуру?

– Некогда мода на классных дам была большая. Многие пробовали, но сейчас в России такие школы можно пересчитать по пальцам. В свое время Людмила Ивановна доказала необходимость введения штатных единиц классных воспитателей. В основном проект рушился из-за недостаточного финансирования. Нам приходится доказывать целесообразность сохранения воспитателей классов почти каждый год. Нужно подчеркнуть большой потенциал этого института: они сопровождают ребенка по жизни, направляют его, дают ему возможность попробовать реализовать себя во многих областях. Да и знают детей они зачастую не хуже, чем их собственные родители.

– Не кажется ли вам, что, оберегая и сопровождая ученика с 1 по 11 класс, вы оказываете молодому человеку медвежью услугу? Попадая в большой, жестокий мир, выпускник гимназии теряется, чувствует себя как котенок, брошенный в воду. Раньше за него все учебные проблемы, а часто и вопросы межличностного общения, решала классная дама, он не привык к самостоятельности.

&– Здесь речь идет о смене позиций у классного воспитателя по мере взросления его воспитанников. Для учеников начальной школы это вторая мама, для подростков воспитатель становится тем, кто идет рядом, а в старшей школе – только направляет, но ни в коем случае не решает все проблемы. Конечно, это в идеале. Не всегда это получается. Среди классных воспитателей есть текучка кадров, бывает, что приходят случайные люди, но чаще причина куда более приятная – женщины уходят в декретный отпуск.

– Уровень заработка классных воспитателей, как я знаю, оставляет желать лучшего даже по сравнению с зарплатами учителей.

– Я уверена: то, что сейчас получают и классные воспитатели, и учителя, - это неправильно. Сейчас увеличен на 6,5% фонд оплаты труда для всех работников школы, в том числе и классным воспитателям. Конечно, их труд сложно оценить в денежном выражении. Они все работают на пределе своих возможностей. Поэтому было бы неплохо, чтобы государство смогло всерьез повысить оплату труда школьных работников. Но можно начать с себя и каждому из нас – надо видеть в сотруднике школы человека, который львиную долю времени, сил, здоровья отдает вашему ребенку, проживая с ним кусочек жизни. Надо уметь быть благодарным всем, кто вместе с родителями решает вопрос развития нового человека.

– Кадровый вопрос в гимназии стоит остро?

– Это проблема, которая сегодня не обходит стороной никого. Коллектив у нас, как и в других школах, немолодой. признаюсь, за будущее порой становится страшно. Выпускники к нам теперь возвращаться не торопятся: не самая благодарная по нынешним порам профессия – учитель. Наши дети предпочитают московские и питерские вузы, успешно там учатся и остаются работать в столицах. Если раньше мы этим гордились, то сейчас думаем, как их привлечь обратно в город. Но это не только наша проблема, это в значительной мере проблема и градообразующих предприятий.

– Что держит школу на плаву? Почему ее ученики показывают прекрасные результаты на всех олимпиадах?

– Всё дело в том, что заниматься с одаренными детьми (почему-то сегодня это только «олимпиадники») стало модным не так давно. Правительственная программа по одаренным детям принята каких-то три-четыре года назад. До этого была другая политика. «Мы куем кадры для рабочих специальностей», - говорили с трибун. Здесь надо отдать должное Людмиле Ивановне Митюкляевой. Она еще более 10 лет назад заявила в администрации города: «А я буду выращивать интеллектуалов». Ее ругали, ей не помогали, даже вставляли палки в колеса. Тем не менее работой с одаренными детьми гимназия стала заниматься уже тогда. А сегодня, когда это стало модным и все включились в работу, у нас накоплен колоссальный опыт.

v Татьяна Владимировна, знаю, что ваша дочь в прошлом году должна была окончить вуз. Чем она сейчас занимается?

– Она получила диплом англо-французского отделения педуниверситета в Красноярске, сейчас преподает язык в одной из школ краевого центра.

– И каковы ее первые впечатления о работе учителя?

– Пока ей нравится. Времени, правда, прошло еще немного.

Беседовала Марина СИНЮТИНА, Город и горожане, №87, 3 ноября 2011
«Город и горожане», 3 ноября 2011